Веревки и шнуры в альпинизме и туризме - Туристическое оборудование - Каталог статей - krimkemp

Каталог статей

Главная » Статьи » Туристическое оборудование

Веревки и шнуры в альпинизме и туризме


Веревка – важнейшая часть снаряжения альпиниста; веревки также широко применяются при высотных работах (промышленный альпинизм), в спелеологии, в дайвинге, при преодолении сложных препятствий (переправы, крутые склоны) и опасных участков пути (скальные, снежные) в туризме.

Фундаментальными качествами веревки являются легкость, хорошее скольжение, удобство при завязывании узлов. Функционально веревки можно поделить на две части. Относительно жесткие (статические) используются для опоры при передвижении, для навески перил, а более упругие (динамические), и поэтому способные за счет удлинения поглощать энергию рывка, – для страховки на случай срыва и падения спортсмена.

Исторически материалы веревки прошли долгий путь от исконной длинноволокнистой пеньки, льняной и хлопчатобумажной нити до синтетического волокна – нейлона, капрона, полиамида, кевлара, и т. п. Залезать в дебри химии не будем, поскольку фирмы-изготовители своих секретов не выдают и в изобилии придумывают свои собственные торговые марки. Поэтому лучше ориентироваться на цифровые характеристики и параметры готовых изделий.

В структуре изделий различают отдельные пряди (в свою очередь, скрученные из нитей), которые являются исходным материалом для изготовления веревок; сердечник (сердцевину) и оболочку (иначе называемую "оплеткой"), представляющую собой внешнее покрытие.

В морском деле веревки часто расплетают для создания различных элементов крепления (то есть не боятся распустить на пряди и соединить их по-другому), но в альпинизме это строжайше запрещается. Принципиальная разница в том, что в первом случае крепятся лишь снасти и оборудование, а во втором речь впрямую идет о жизни человека.

Чтобы не рассуждать отвлеченно и абстрактно, рассмотрим такое явление, как городские пожары в жилых зданиях. К сожалению, когда помощь запаздывает и нижние этажи уже объяты пламенем, люди не могут выбраться из здания и взывают о помощи из окон. Если бы они имели альпинистские веревки и владели бы необходимой техникой их применения, то смогли бы безопасно спуститься вниз.

В практике применяются: основная веревка, вспомогательная веревка (репшнур), лавинный шнур, веревочные лестницы, и т. д.

Основная веревка. Название говорит само за себя, именно основная веревка является главной принадлежностью для организации страховки, спусков и подъемов, передвижению людей по опасным участкам. Страховка – это многосложное понятие, которому посвящаются толстые методические пособия и целые книги, поэтому ее основ затрагивать не будем. Именно там и говорится обо всех действиях с альпинистскими веревками.

К важнейшим характеристикам веревки относятся диаметр, длина, разрывная прочность. Все цифровые параметры строго регламентируются соответствующими официальными документами, ими и следует руководствоваться. В альпинизме требования жестче, в туристском троеборье мягче. Мы же здесь приводим только информацию для общей справки, и не несем ответственности за ее применение. Используйте, пожалуйста, в своей практике профессиональные стандарты.

По различным источникам, диаметр (он зависит от прочности материала) основной веревки составляет от 9 до 14 мм. Иногда говорится, что он не может быть меньше 10 – 11. Диаметр непосредственно сказывается на погонной массе (то есть веса одного метра в граммах), которая определяет общий вес необходимого снаряжения. Ясно, что экономить на безопасности нельзя.

Минимальная длина веревки обычная составляет 25 – 30 м для несложных горных и горнолыжных, пеших и лыжных походов; 40 – 60 м для сложных горных спелеологических походов, а в особых редких случаях – 100 или 120 м.

Нужно упомянуть, что существует особая условная единица длины под названием "веревка", которая используется в альпинизме и горном туризме. Она соответствует стандартной длине бухты в 30 или 40 м. Когда на участке движения выполняются определенные страховочные действия, то длину пройденного маршрута логично характеризовать именно количеством "веревок" с указанием конкретной страховочной техники. Это позволяет, в первую очередь, оценить трудоемкость и смысловое содержание пройденного пути, а не безликие абстрактные метры.

Веревки подвергаются испытаниям на разрыв, как путем многократного рывка выбрасываемого груза заданной массы, так и при статической нагрузке. Разрывная прочность должна гарантировать многократное превышение веса человека, и доходит до трех тонн. Иногда указывается, что при выборе основной веревки следует учитывать: допустимая рабочая нагрузка на нее не должна превышать 1/6 от разрывного усилия. На участках маршрута, где возможен срыв со свободным падением, используют двойную веревку одинакового или разного диаметра, при этом обычно подбирают разные цвета.

Вспомогательная веревка (репшнур). Изготавливается из тех же материалов, что и основная веревка, но имеет меньший диаметр – от 6 до 8 мм. Повторяем, что все цифры мы приводим весьма ориентировочно. В конкретной практике надо руководствоваться официально принятыми в данной области регламентирующими документами. Используется репшнур обычно совместно с основной веревкой, но для других, менее ответственных целей. Разрывная прочность динамическая и статическая обычно должна приближаться к тонне. Длина вспомогательной веревки может быть несколько больше, чем у основной просто за счет того, что меньше ее диаметр и удельный вес.

Лавинный шнур. Представляет собой прочный шнур или тесьму традиционно красного или желтого цветов длиной от 12 до 25 м и толщиной 3 – 4 мм. При прохождении лавиноопасных участков один конец шнура прикрепляется к страховочному поясу (а не к рюкзаку) спортсмена, а остальной шнур свободно распускается и волочится по склону. В случае схода лавины, если человека засыпет снежной массой, шнур обычно остается на поверхности и поможет своевременно вызволить попавшего в беду. На шнуре иногда через 1 – 1,5 м делают специальную маркировку, дающую знать спасателям, в каком направлении вдоль шнура надо копать.

Несмотря на появление современной техники обнаружения, старый и испытанный лавинный шнур нельзя сбрасывать со счетов. Биперы и прочая электронная техника обладают рядом обычных недостатков – не у всех имеются, возможна несовместимость, "садятся" элементы питания, нет специалистов по эксплуатации, и так далее.

Прочие веревки, не связанные с безопасностью людей. Речь идет о подстраховке рюкзаков и другого снаряжения, увязке грузов и многочисленных хозяйственных работах. Используются любые материалы. Прочность на разрыв должна быть не менее 100-150 кг.

Однако вернемся к основным и вспомогательным веревкам. Срок службы веревки, в зависимости от интенсивности и условий эксплуатации, составляет от 2 до 6 лет. Правила безопасности требуют проверять сохранность перед каждым походом, а также после прохождения всех тех участков, где она могла быть повреждена. Срыв спортсмена, безусловно, является таким событием; если при этом веревка попадает на острые каменные грани, то она может полностью порваться, либо потерять большую часть своих способностей на удержание нагрузки.

Все веревки, выдержавшие большую динамическую нагрузку, или с видимыми повреждениями оплетки, нельзя больше использовать по прямому назначению. Веревки, которые даже чуть-чуть надорваны ("побиты"), уже не будут держать расчетную нагрузку, разрушение синтетических волокон идет стремительно. Считается, что уже совершенно новая веревка (и ни разу не использованная в деле) несет в себе первые признаки такого разрушения, ведь ее структура чрезвычайно сложна и микродефекты принципиально невидимы. Информация о том, кто и как конкретно проверяет, слишком серьезна и, понятно, не является темой данной общепознавательной статьи.

Качество веревки ухудшается не только из-за нагрузки, но и просто от суровых природных факторов. Когда-то страшным врагом было ультрафиолетовое излучение, в изобилии имеющееся в горах, сегодня современные веревки лучше защищены от него. А вот от воздействия влаги и паров защититься еще сложнее. Сушку следует производить очень тщательно и аккуратно, в развернутом виде.

Вообще, веревки требуют очень острожного обращения, а городские жители к этому не привыкли, для них это всего лишь элемент упаковки, который выбрасывают в мусор. Никогда не следует становиться на веревку ни ботинками, ни "кошками"; веревку надо оберегать от падающих камней, сглаживать острые края камней скальным молотком. Хранить и перевозить веревки нужно в специальных чехлах. В каждый чехол вкладывается вся необходимая информация о данном изделии, включая весь послужной список.

Что еще вредит веревке? Узлы резко снижают ее прочность, например "стремя" на 40%, "булинь" и "восьмерка" на 25%, обычный перегиб в карабине на 30%. Опасны погодные (особенно резкие) перепады, климатические факторы, невидимые микроорганизмы и вполне обычные животные и насекомые. Но особенно опасны все химические вещества в твердом, жидком и газообразном виде (автомобильные выхлопы и промышленные дымы). Категорически запрещается использовать веревки, испачканные красками, герметиками и прочими химическими материалами. Не будем уже говорить об крайне опасных советах по пропитке для защиты от намокания. Всякие сочетания химии и влаги могут просто "съесть" синтетические волокна. К сожалению, чем жестче правила – тем чаще они нарушаются. Поэтому мы не ставили своей целью никого запугивать. Веревки бывают разные, и в каждом конкретном случае следует исходить из общепринятой практики – доверяться надежному инвентарю и людям.

 По материалам www.extreme-centre.comwww.atlant.ru


Категория: Туристическое оборудование | Добавил: ulianka (22.06.2010)
Просмотров: 2442 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]